Были святки кострами согреты, и валились с мостов кареты, и весь траурный город плыл по неведомому назначенью, по Неве или против теченья, только прочь от своих могил. На Галерной чернела арка, в Летнем тонко пела флюгарка, и серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл. А. Ахматова

Проверим наши знания

Проверьте свои знания, пройдя эти тесты 

1. Тест по теме "Символизм"




2. Тест по творчеству А. Блока




3. Тест по поэме А. Блока "Двенадцать"




4.Тест на знание общей информации по Серебряному веку.


5. Тест по творчеству С. А. Есенина.




6. Тест по творчеству В. В. Маяковского.




7. Тест по творчеству А. А. Ахматовой.

 
8. Тест по Серебряному веку

9. Тест по творчеству М. Цветаевой

Проверьте ваши знания, разгадав эти кроссворды

 (Если у вас нет возможности перейти по  ссылкам, вы можете посмотреть кроссворд и здесь)

1. Литературные течения Серебряного века





По горизонтали:

2. Наиболее радикальное художественное течение в культуре 20 века. В переводе с французского - передовой отряд.  7. Направление в искусстве 20 века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве. 9. Группа писателей, первая русская футуристическая группа, позднее превратившаяся в движение кубофутуристов.  10. Группа писателей и деятелей культуры, существовавшая в г. Ленинграде в 1927-1930 годах. Участники группы декларировали отказ от традиционных форм искусства, необходимость обновления методов изображения действительности, культивировали гротеск, алогизм, поэтику абсурда.   11. Направление в искусстве авангарда в начале 20 века, в живописи соединившее в себе наработки итальянских футуристов и французских кубистов.  12. Авангардистские направление в литературе, которое отрицало русский синтаксис, художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.

По вертикали:

1. Течение, при котором символ является основным приемом художественной изобразительности для художника.  3. Литературное течение, отразившее новые эстетические тенденции. Возник как реакция на крайности символизма. Его создателем выступил Н. Гумилев.  4. Общее название культурных течений в конце 19 начале 20 веков.   5. Русское литературное течение 1910-х годов, развивавшееся в рамках футуризма. Для него характерно культивирование рафинированности ощущений, использование новых иноязычных слов, показное себялюбие.  6. Литературное течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство — метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов — прямого и переносного. Для творческой практики поэтов этого течения характерен эпатаж, анархические мотивы.  8. Московская футуристическая группа, образовавшаяся в январе 1914 года из левого крыла поэтов, ранее связанных с издательством "Лирика"

2. Поэты Серебряного века.




По горизонтали:



6. Кого называли царскосельским Киплингом и Серебряным рыцарем? 8. Его накануне революции избрали "Королем поэтов"  9. Кто скрывался под романтическим псевдонимом Черубина де Габриак?  10. Кто из футуристов был художником?  12. Кто автор знаменитой строки: "И море и Гомер - все движется любовью"? 14. Кто автор строк: "Мне нравится, что Вы больны не мною..."?



По вертикали:



1. Кто скрывался под псевдонимом  А. Белый?  2. Кто образовал Союз председателей земного шара?  3. О ком пишет А. Ахматова: "А тот, кого учителем считаю, как тень прошел и тени не оставил"?  4. В этом доме бывали и жили М. Цветаева, А. Белый, В. Брюсов. Он создал свой дом как художественную колонию для поэтов, ученых, художников.  5. Теоретик и поэт символизма.  7. Она была женой Д. Мережковского.  11. Кого называли поэтессой с большим бантом?  13. К ранней лирике А. Ахматовой вполне бы сгодилась в эпиграф строчка великого русского поэта "О, как убийственно мы любим". Чья это строчка?


http://maria-tyuganova.narod.ru/crossword.html



 http://home.arcor.de/rushbone/k1.html

Контрольная работа по биографии и творчеству В. В. Маяковского.
1.                 Как необычно называется автобиография В. В. Маяковского?

2.     О каком "предисловии" говорит Маяковский в следующих строках своей автобиографии: "Нет про­изведения искусства, которым бы я увлекся более, чем "Предисловием"?

3.    Сколько лет было Маяковскому, когда он всту­пил в ряды РСДРП?

4.    Какую партийную кличку носил Маяковский в подпольной большевистской организации?

5.     В какой известной московской тюрьме сидел Маяковский?

6.     После выхода из тюрьмы Маяковский решил делать искусство. Какое?

7.     У кого из знаменитых русских поэтов начала XX века хотел учиться Маяковский?

8.     Кто же на самом деле стал подлинным учите­лем Маяковского, сделавшего из него поэта?

9.      К какому литературному течению начала XX века относил себя Маяковский?

10.     В чем, по мнению Маяковского, заключается сила лирики?
11.     "Четыре крика четырех частей" — так ото­звался Маяковский об одной из своих поэм. О какой?
12.    С какого стихотворения Маяковского родилась поэзия большевистской революции?
13.     Когда и где встретились Маяковский и Горь­кий?
14.   Какие произведения читал на этой встрече поэт?
15.    В каком произведении Маяковский фактичес­ки предугадал собственную гибель:
— Прохожий!
Это улица Жуковского?
Смотрит,
как смотрит дитя на скелет,
глаза вот такие,
старается мимо.
 "Она — Маяковского тысячи лет:
он здесь застрелился у двери любимой"?
16.    Кто главный герой этого произведения и в чем необычность описания его жизни?
17.      В каком стихотворении Маяковского герой встал на четвереньки и залаял?
18.     О ком Маяковский говорит:
Я спокоен, вежлив, сдержан тоже,
Характер — как из кости слоновой точен,
А этому взял бы да и дал по роже:
Не нравится он мне очень.
19.    В каком произведении несут поэту несчастные и убогие люди, искалеченные буржуазным строем, "слезки", "Слезы" и "слезинки"?
20.     Идейное направление какой из поэм Маяков­ский определяет так: "долой вашу любовь", "долой ваше искусство", "долой ваш строй", "долой вашу религию"?
21.    В каком произведении Маяковский разговари­вает с потомками?
22.     Какую частушку Маяковского вечером 25 ок­тября 1917 года распевали красногвардейцы, атакуя Зимний дворец?
23.   Какую пьесу Маяковского, по сути ставшую пер­вой советской пьесой, поставили в первую годовщину Октябрьской революции?
24.   Какие произведения Маяковский издал отдель­ной книгой под названием "Грозный смех"?
25.     Какое произведение Маяковского называется цифрой с семью нулями?
26.    Как звали двух главных героев этого произве­дения?
27.    Какое произведение Маяковского носит назва­ние насекомого?
28.    Какое произведение Маяковского носит назва­ние бытового предприятия?
29.     В каком произведении Маяковского одним из героев является "усастая няня"?
30.      Какое свое произведение Маяковский назвал наречием образа действия, выражающим радость и удовлетворение?
31.    Какое свое произведение поэт считал программ­ной вещью?
32.     Герой какого произведения переименовал себя из Присыпкина в Пьера Скрипкина?
33.     В каком произведении Маяковский "Америку открыл"?
34.      В каком стихотворении Маяковский рисует девушку, работающую живой рекламой?
35.    Где и о ком Маяковский сказал: "Я люблю вас, но живого, а не мумию"?
36.     О каких строчках Некрасова Маяковский го­ворил с удивлением: "Неужели это не я написал?"?
37.     Кто называл Маяковского "Гулливером среди лилипутов" и в то же время "катаржанином" своего времени?
38.    Кто из современников Маяковского считал, что "Маяковского стали вводить принудительно', как кар­тофель при Екатерине. Это было его второй смер­тью"?
39.     Уже после смерти Маяковского появилась по­эма "Маяковский начинается" и исследование "Вос­кресение Маяковского". Кто их авторы?

Контрольная работа по творчеству С. А. Есенина.



ИЗ КАКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЕСЕНИНА ЭТИ СТРОКИ?

1.   Будто в жизни мне выпал страданья удел; Незавидная мне в жизни выпала доля.

Уж и так в жизни много всего я терпел,

Изнывает душа от тоски и от горя.

2.  А заря, лениво

Обходя кругом, Обсыпает ветки

Новым серебром.

3.   Не дали матери сына,
Первая радость не впрок,
И на колу под осиной
Шкуру трепал ветерок.

4.   Довольно гнить и ноять,
И славить взлетом гнусь —
Уж смыла, стерла деготь
Воспрянувшая Русь.
5.   Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришлось процвесть и умереть.
6.   Я московский озорной гуляка.
По всему тверскому околотку
В переулках каждая собака
Знает мою легкую походку.
7.   Я б навеки забыл кабаки
И стихи бы писать забросил,
Только б тонкой касаться руки
И волос твоих, цветом в осень.
8.   Так забудь же про свою тревогу,
 Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
9.   Мы в России девушек весенних
На цепи не держим, как собак,
Поцелуям учимся без денег,
Без кинжальных хитростей и драк.
10. Корабли плывут
В Константинополь.
Поезда уходят на Москву.
От людского шума ль,
Иль от скопа ль
Каждый день я чувствую
Тоску.
11. Увядающая сила!
Умирать — так умирать!
До кончины губы милой
Я хотел бы целовать.
12.  И сердце, остыть не готовясь
И грустно другую любя,
Как будто любимую повесть,
С другой вспоминает тебя.
13.  А люди разве не цветы?
О милая, почувствуй ты,
Здесь не пустынные слова.
Как стебель тулово качая,
А это разве голова
Тебе не роза золотая?
Цветы людей и в солнь и стыть
Умеют ползать и ходить.
14.  А и минуло теперь четыреста лет,
 Не пора ль нам, ребята, взяться за ум,
Исполнить святой Марфин завет:
Заглушить удалью московский шум?
15.  Понакаркали черные вороны:
Грозным бедамширокий простор.
Крутит вихорь леса во все стороны,
Машет саваном пена с озер.
16.  Ей, россияне!
Ловцы вселенной,
Неводом зари зачерпнувшие небо,—
Трубите в трубы!
Под плугом бури
Ревет земля.
Рушит скалы златоклыкий Омеж.
17.  И тебе говорю, Америка,
Отколотая половина земли,—
Страшись по морям безверия
Железные пускать корабли!
Не отягивай чугунной радугой
Нив и гранитом — рек.
Только волью свободной
Ладоги Просверлит бытие человек!


18.   Черт бы взял тебя, скверный гость! 
Наша песня с тобой не сживется.
Жаль, что в детстве тебя не пришлось 
Утопить, как ведро в колодце.
Хорошо им стоять и смотреть,
Красить рты в жестяных поцелуях — 
Только мне, как псаломщику, петь
Над родимой страной аллилуйя.
19.   Уж давно, давно я скрывал тоску
Перебраться туда к их кочующим станам,
Чтоб разящими волнами их сверкающих скул 
Стать к предверьям России, как тень Тамерлана. 
Так какой же мошенник, прохвост и злодей 
Окормил вас бесстыдной трусливой дурью? 
Нынче ж в ночь вы должны оседлать лошадей
 И попасть до рассвета со мною в Гурьев.
20.   Много в России Троп.
Что ни тропа — То гроб.
Что ни верста — То крест.
До енисейских мест Шесть тысяч один Сугроб.
21.   Вы помните,
Вы все, конечно, помните,
Как я стоял,
Приблизившись к стене;
Взволнованно ходили вы по комнате
И что-то резкое
В лицо бросали мне.
22.   Мне страх не нравится,
Что ты поэт,
Что ты сдружился


С славою плохою.
Гораздо лучше б
С малых лет
Ходил ты в поле за сохою.
23.   Когда-то у той вон калитки
Мне было шестнадцать лет,
И девушка в белой накидке
Сказала мне ласково: "Нет!"
Далекие, милые были —
Тот образ во мне не угас...
Мы все в эти годы любили,
Но мало любили нас.
24.         Ты Сашу знаешь, 
Саша был хороший.
И Лермонтов
Был Саше по плечу.
Но болен я...
Сиреневой порошей
Теперь лишь только
Душу излечу.
Ну, что же?
 Молодость прошла!
Пора приняться мне
За дело,
Чтоб озорливая душа
Уже по-зрелому запела.
И пусть иная жизнь села
Меня наполнит
Новой силой,
 Как раньше
К славе привела
Родная русская кобыла.
25.      ...Месяц умер,
Синеет в окошко рассвет.
Ах ты, ночь!


Что ты, ночь, наковеркала?

Я в цилиндре стою.

Никого со мной нет.

Я один...
И разбитое зеркало...

Контрольная работа по биографии и творчеству А. А. Блока

1.  Можно ли сказать, что детство Блока, проведен­ное в семье матери, предопределило его литературное будущее?
2.   Какого поэта XIX века Блок считал своим учи­телем?
3.  Как называлась первая книга стихов Блока? Ког­да она увидела свет? Кому она посвящена?
4.  В какой своей работе Блок писал: "Лирик ниче­го не дает людям. Но люди приходят и берут. Лирик "нищ и светел"; из "светлой щедрости" его люди со­здают богатства несметные"?
5.   Кто из современных Блоку поэтов писал, обра­щаясь к нему:
Имя твое — птица в руке, Имя твое — льдинка на языке. Одно-единственное движенье губ. Имя твое — пять букв. Мячик, пойманный на лету, Серебряный бубенец во рту.
6.   Из каких произведений Блока эти строки?
а)  В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
б)  Тропу печальную, ночную
Я до погоста протоптал,
И там, на кладбище ночуя,
Подолгу песни распевал.
в)  В тайник души проникла плесень,
Но надо плакать, петь, идти,
Чтоб в рай моих заморских песен
 Открылись торные пути.
г) Хочу,
Всегда хочу смотреть в глаза людские,
И пить вино, и женщин целовать,
И яростью желаний полнить вечер,
Когда жара мечтает днем мечтать
И песни петь! И слушать в мире ветер!
д) О, Русь моя! Жена моя!
   До боли Нам ясен долгий путь!
   Наш путь — стрелой татарской древней воли
   Пронзил нам грудь.
е)В час утра, чистый и хрустальный,
У стен Московского Кремля,
Восторг души первоначальный  
Вернёт ли мне моя земля?
ж)Раскинулась необозримо
Уже кровавая заря,
Грозя Артуром и Цусимой,
Грозя Девятым января...
з)Тот век немало проклинали
И не устанут проклинать.
И как избыть его печали?
Он мягко стлал — да жестко спать...
и) Иль отравил твой мозг несчастны
Грядущих войн ужасный вид:
Ночной летун, во мгле ненастно
Земле несущий динамит?
к) Я ломаю слоистые скалы
В час отлива на илистом дне,
И таскает осел мой усталый
Их куски на мохнатой спине.
л) Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови —
Господи, благослови!
м) Мы любим плоть — и вкус ее, и цвет,
И душный, смертный плоти запах...
Виновны ль мы, коль хрустнет ваш скелет
В тяжелых, нежных наших лапах.
н) Это — звоны ледохода
На торжественной реке,   
Перекличка пароход
С пароходом вдалеке.
7.  Сотрудничал ли Блок с новой, советской властью?
8.   Когда и от чего умер Блок?

 


Контрольная работа по биографии и творчеству М. Цветаевой
 

1.          В энциклопедических словарях рядом с Мари­ной Цветаевой вы всегда найдете сведения о ее отце. Кто были ее родители?

2.         Что вы знаете о судьбе первой книги стихов Цве­таевой?

3.         О ком идет речь: "В двадцать девять лет... был уже профессором. Он начал свою ученую карьеру с диссертации на латинском языке о древнеиталийском народе осках для чего исходил Италию и на ко­ленях излазил землю вокруг древних памятников и могил, списывая, сличая, расшифровывая и толкуя древние письмена. Это дало ему европейскую извест­ность. Российская академия присудила ему премию "За ученый труд на пользу и славу Отечества". Болонский университет в свой 800-летний юбилей удос­тоил... докторской степени"?

4.          В предисловии к какой своей книге Цветаева пишет: "Все это было. Мои стихи — дневник, моя поэзия — поэзия собственных имен"?

5.         Бич жандармов, бог студентов,

Желчь мужей, услада жен —

Пушкин — в роли монумента?

         Гостя каменного? — он.

Какую книгу Цветаева написала о Пушкине?

6.          Кому принадлежит такой поэтический отзыв о стихах Цветаевой:

К вам. душа так радостно влекома!

О, какая веет благодать

От страниц Вечернего Альбома!

(Почему альбом, а не тетрадь?)...

Кто вам дал такую ясность красок?

Кто вам дал такую точность слов,

Смелость все сказать от детских ласок

До весенних новолунных снов?

7.          "Спасибо тебе, Макс, за Сережу — за 1911 год. Коктебель 1911 г. — счастливый год моей жизни". За что благодарила Марина Цветаева Максимилиана Во­лошина?

8.          О каком событии в жизни Цветаевой говорят следующие строчки:

Девочка! — Царица бала!

Или схимница — Бог весть!

— Сколько времени? — Светало.

Кто-то мне ответил: — Шесть.

9.          Какая величайшая трагедия в жизни всего че­ловечества заставила Цветаеву написать следующие строки?

Белое солнце и низкие, низкие тучи,

Вдоль огородов — за белой стеною — погост.

И на песке вереницы соломенных чучел

Под перекладинами в человеческий рост.

10.           Какое событие произошло в жизни Марины Цветаевой 13 апреля 1917 года?

11.           Две руки, легко опущенные

На младенческую голову!

Были — по одной на каждую —

Две головки мне дарованы.

Но обеими — зажатыми —

Яростными — как могла! —

Старшую из тьмы выхватывая — Младшей не уберегла.

О чем эти стихи?

12.         Когда Марина Цветаева эмигрировала за границу?

13.          В каких городах и странах жила Цветаева за границей?

14.         "Сын мой Георгий родился 1 февраля 1925 года, в воскресенье, в полдень, в снежный вихрь". Что вам известно о судьбе единственного сына Цветаевой?

15.         Тоска по родине!

Давно Разоблаченная морока!

Мне совершенно все равно —

 Где — совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой 
Брести с кошелкою базарной 
В дом, и не знающий, что — мой, 
Как госпиталь или казарма.

В каком году Цветаева возвращается на Родину?

А когда возвратились ее родные и близкие?

16.         Русской ржи от меня поклон, Ниве, где баба застится.

Друг! Дожди за моим окном,

Беды и блажи на сердце...



Какими событиями навеяны эти строки?

17.           О, черная гора,

Затмившая весь свет!

Пора-пора-пора

Творцу вернуть билет.

 Отказываюсь — быть

В Бедламе нелюдей

Отказываюсь — жить.

С волками площадей

Отказываюсь — выть.

С акулами равнин

Отказываюсь — плыть

Вниз — по теченью спин.

Не надо мне не дыр

Ушных, ни вещих глаз.

На твой безумный мир

Ответ один — отказ.



Что вам известно о конце жизни Цветаевой?




1.         "После тайного сине-лилового Пушкина у меня появился другой Пушкин — уже не краденый, а даре­ный, не тайный, а явный, не толсто-синий, а тонко­синий — обезвреженный, прирученный".

2.          Преступишь страсть, Горлинкой твоей страшуся

Быть. Змеиного укуса                                         

Явственнее, мужем сим                                

Быть мне брошенною! Дым

Страсть твоя. Костер из стружек —


Страсть твоя! Двоим не служат,

Муж! Ни доли, ни родства

Мужу, кроме божества!

3.   Над подвалами — полы,

Над полами — потолки,

Купола — над потолками,

Облака — над куполами.

Там — про наши дела

Пальцем пишет — Судьба.

4.   Ползет подземный змей,

Ползет, везет людей.

И каждый — со своей

Газетой (со своей Экземой!).

Жвачный тик,

Газетный костоед.

Жеватели мастик,

Читатели газет.

5.О неподатливый язык!

Чего бы попросту — мужик,

Пойми, певал и до меня:

— Россия, родина моя!

6.   Нас родина не позовет!

Езжай, мой сын, домой — вперед —

В свой край, в свой век, в свой час, —

 от нас В Россию — вас, в Россию — масс,

 В наш-час — страну! в сей-час — страну!

 В на-Марс — страну, в без-нас — страну!

7.   К пушкинскому юбилею

Тоже речь произнесем:

Всех румяней и смуглее

До сих пор на свете всем,

Всех живучей и живее!

Пушкин — в роли мавзолея?

8.   Как живется Вам с другою? —

9.            Проще ведь? — Удар весла! —

Линией береговою

Скоро ль память отошла

Обо мне, плавучем острове

(По небу — не по водам!)?

Души, души! — быть вам сестрами,

Не любовницами — вам!

10.         Вот опять окно, Где опять не спят. Может — пьют вино, Может — так сидят. Или просто — рук Не разнимут двое.

В каждом доме, друг,

Есть окно такое.

11.  Мне нравится, что Вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не Вами,

Что никогда тяжелый шар земной

Не уплывет под нашими ногами.

Мне нравится, что можно быть смешной —

Распущенной — и не играть словами,

И не краснеть удушливой волной,

Слегка соприкоснувшись рукавами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий