Были святки кострами согреты, и валились с мостов кареты, и весь траурный город плыл по неведомому назначенью, по Неве или против теченья, только прочь от своих могил. На Галерной чернела арка, в Летнем тонко пела флюгарка, и серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл. А. Ахматова

среда, 7 ноября 2012 г.

Журнал "Гиперборей"

"Гиперборей", "Ежемесячник стихов и критики", журнал поэтов-акмеистов, выходил в 1912-13 (всего издано 10 номеров). Основан Н. С. Гумилевым и С. М. Городецким. Кроме них в "Гиперборее" публиковались поэты: А. А. Ахматова, М. А. Зенкевич, М. А. Кузмин, О. Э. Мандельштам, В. И. Нарбут, В. К. Шилейко и другие. Редактор-издатель – поэт и переводчик М. Л. Лозинский; на его квартирах (Волховской пер., 2, с осени 1913 - Малый просп. П. С., 26/28) проходили редакционные собрания. (Энциклопедия Санкт-Петербурга) 
В октябре 1912 года на книжных прилавках появилось новое издание, связанное с "Цехом поэтов" – тоненькая книжечка в коричневато-желтой обложке с черными буквами "Гиперборей" и подзаголовком – "ежемесячник стихов и критики". Название было выбрано удачно; во всяком случае оно казалось точнее и ярче предложенного Городецким – "Небесной цевницы".
Гипербореями, или гиперборейцами, называли в греческой мифологии вечно юный народ, приближенный к богам и живущий в вечном празднике и веселье где-то далеко на севере, "за Бореем". Гиперборейцы были особенно любимы Аполлоном и, считая себя его слугами, занимались искусством. Умирали они, когда сами того желали, – от пресыщения жизнью бросались в море.
Журнал издавался на паях; в числе пайщиков были Гумилев, адвокат Л.Я.Лозинский, отец Михаила Лозинского, его друг присяжный поверенный Н.Г.Жуков и хирург и поэтесса княжна Вера Гедройц, выпустившая книжку стихов под псевдонимом Сергей Гедройц (Княжна, участница революционного кружка, сосланная в Брянский уезд, бежавшая оттуда в Швейцарию, студентка медицинского факультета Лозанны, ученица профессора Руо (к которому она потом при посредстве Ремизова направляла лечиться Блока), хирург больницы Мальцевских заводов, одна из первых в России женщин-хирургов, несостоявшаяся самоубийца (ее, выстрелившую себе в сердце из браунинга, оперировали коллеги по больнице; спасли), медик-доброволец Японской войны, домашний врач царской семьи, после революции – профессор Киевского мединститута). Редактировать журнал взялся Михаил Лозинский. Редакция помещалась прямо в его квартире, на углу Волховского переулка и Тучковой набережной, на Васильевском острове. Неподалеку, в Тучковом переулке, снимали комнату Гумилев и Ахматова, чтобы быть поближе к Университету, где учился в это время Гумилев.
А.А.Ахматова в "Записных книжках" вспоминает о редакторе "Гиперборея": Лозинский до тонкости знал орфографию и законы пунктуации чувствовал, как люди чувствуют музыку: "Точка-тире – такого знака нет по-русски, а у Вас есть", – говаривал он, когда держал корректуру моих стихов. Нечего говорить, что "Гиперборей весь держался на Лозинском. Он, вероятно, почти всегда выкупал номер в типографии ( кажется, 40 рублей ), держал корректуру и совместно с синдиками приглашал сотрудников"
"Гиперборей" выходил целый год, но прибыли пайщикам не принес. В нем печатались не только члены "Цеха поэтов", но и М.Кузмин, Г.Иванов, Н.Клюев и А.Блок. В редакции было весело, особенно по пятницам, в означенный день, когда там собирались "вечно юные гиперборейцы". Шутливые триолеты – восьмистишья с особой схемой рифмовки, – экспромтом сочиненные Василием Гиппиусом 28 декабря 1912 года, на вечере в честь возвращения в столицу с юга Кузьминой-Караваевой, хорошо передают домашнюю, дружескую атмосферу "Гиперборея":
По пятницам в "Гиперборее"
Расцвет литературных роз.
И всех садов земных пестрее
По пятницам в "Гиперборее"
Как под жезлом волшебной феи,
Цветник прельстительный возрос.
По пятницам в "Гиперборее"
Расцвет литературных роз.


Почти каждому из собравшихся была посвящена строфа: Выходит Михаил Лозинский,
Покуривая и шутя,
С душой отцовско-материнской
Выходит Михаил Лозинский,
Лелея лаской материнской
Свое журнальное дитя,
Выходит Михаил Лозинский,
Покуривая и шутя.
У Николая Гумилева
Высоко задрана нога,
Далеко в Царском воет Лева,
У Николая Гумилева
Для символического клева
Рассыпанные жемчуга.
У Николая Гумилева
Высоко задрана нога.


Несмотря на широковещательную программу, "Гиперборей" остался в основном акмеистическим журналом. После его прекращения книги под маркой издательства "Гиперборей" выходили до 1918. В 1921 в Петрограде вышел гектографированный номер журнала "Новый Гиперборей", изданный обновленной группой акмеистов (Н.Гумилев, В.А.Рождественский, И.В.Одоевцева, Н.А.Оцуп и другие).
(По книге: Муравьева И.А. Былой Петербург. Век модерна.– СПб.: Издательство "Пушкинского фонда", 2004)

Комментариев нет:

Отправить комментарий