Маяковский Владимир Владимирович (7 (19) июля 1893, село Багдади,
Кутаисская губерния — 14 апреля 1930, Москва). Родился в семье
лесничего. Отец Маяковского происходил из дворянской семьи. (Столбовой
отец мой / дворянин // кожа на руках моих тонка…- «Про это»).
В 1902 году Маяковский поступил в гимназию в Кутаиси. В 1906, после
внезапной смерти отца, от заражения крови, семья Владимира Маяковского
переезжает в Москву. В Москве он поступил в IV класс 5-й классической
гимназии (ныне московская школа № 91), где учился в одном классе с
братом Б. Л. Пастернака. В марте 1908 года был исключен из V класса за неуплату.
Увлекшись идеями социал-демократии, вступает в 1908 в РСДРП и принимает
участие в подпольной работе. Маяковский трижды арестовывался, но в конце
концов, в 1910 был отпущен на поруки матери, как несовершеннолетний,
после чего вышел из рядов коммунистической партии и, вопреки
распространенному мнению, впоследствии в нее не вступал.
В 1911 Владимир Маяковский становится учащимся «Школы живописи, ваяния и зодчества» в Москве. Через учившегося там же Давида Бурлюка,
одного из лидеров группы кубофутуристов «Гилея», Маяковский знакомится с
миром московского литературно-художественного авангарда. Бурлюк,
которого Маяковский познакомил со своими стихами, высоко оценил их и
рекомендовал продолжить занятия поэзией. Первые публикации Маяковского
(стихотворения «Ночь», «Утро») появились в конце 1912 именно в издании
«Гилеи»: «Пощечина общественному вкусу».
В мае 1913 был напечатан литографским способом в количестве 300
экземпляров первый сборник Маяковского — «Я!» с иллюстрациями автора и
его товарищей по «Школе живописи, ваяния и зодчества» — В. Чекрыгина и
Л. Шехтеля.
Метрика стихов Маяковского (кроме немногих, написанных традиционными
силлабо-тоническими размерами) характерна для поэзии 1910-х, в целом —
это, как правило, тонические размеры - акцентный стих, тактовик.
Большинство произведений Маяковского «свободно меняет размер от строфы к
строфе», а «четыре типа стиха» — ямб, хорей, дольник и акцентный стих —
«составляли основной метрический репертуар Маяковского…».
Маяковский, вместе с Бурлюком, В. Каменским
и другими членами группы кубофутуристов активно участвует в
«футуристических турне» по России — коллективных выступлениях с лекциями
и чтением стихов. В выступлениях были сильны элементы театрализации,
эпатажа (вызывающая манера поведения, необычные одежда, грим). За эти
публичные выступления Маяковский и Бурлюк
были исключены из училища в феврале 1914 года. В 1914 в петербургском
театре «Луна-парк» была поставлена, при участии автора, трагедия
Маяковского «Владимир Маяковский», в которой поэт исполнил главную роль —
поэта Владимира Маяковского. Аллегорические персонажи пьесы сопоставимы
с персонажами пьес Велимира Хлебникова.
Отзываясь на начало Первой мировой войны, Владимир Маяковский, которому
было отказано во вступлении в действующую армию по причине политической
неблагонадежности, пишет ряд «антивоенных» произведений. Однако
крупнейшим произведением Маяковского того времени является поэма «Облако
в штанах» ((1914-1915), первоначальное название — «Тринадцатый
апостол»). В предисловии ко 2-му изданию в 1918 (первому без цензурных
изъятий) автор так определял содержание поэмы: «долой вашу любовь, долой
ваше искусство, долой ваш строй, долой вашу религию».
Маяковский дореволюционного периода активно занимался созданием мифа
вокруг собственной личности, объединяющего черты «проклятого поэта» и
ницшеанского «сверхчеловека». «Ницшеанская» линия в творчестве раннего
Маяковского ярче всего представлена именно в поэме «Облако в штанах» (Я
над всем, что сделано, / ставлю nihil).
Стихи Маяковского в большой мере предназначались для устной декламации.
Его «эпатажные» произведения («Нате!», (1913); «Вам!», (1915)) были
рассчитаны как раз на авторское чтение в традиционалистски настроенной
аудитории, вне которой не могли произвести подразумевавшегося автором
шокового эффекта.
В 1915 Маяковский сотрудничает в журнале «Новый Сатирикон», где
публикует ряд сатирических и юмористических стихотворений («Гимн судье»,
«Гимн ученому», «Гимн обеду», «Вот так я сделался собакой» и др.). В
них сильно влияние образности и стилистики поэтов-«сатириконцев» (Саша
Черный и др.), проявлявшееся впоследствии и в сатирических стихах
Маяковского советского периода.
В 1915 Маяковский знакомится с семьей Л.Ю. и О.М. Бриков. О.М. Брик
финансировал публикацию книг поэта и альманаха футуристов «Взял», а Л.
Брик стала адресатом множества стихов и поэм Маяковского.
В начале сентября 1915 Маяковского призвали на военную службу, он был
определен в тыловую Военно-автомобильную школу под Петроградом, где и
служил до 1917 года. Во время службы Маяковский продолжал печататься
(благодаря помощи О.М. Брика).
Поэмы Маяковского 1910-х («Флейта-позвоночник» (1915), «Война и мир»
(1915-1916), «Человек» (1916-1917)), отталкиваясь от ситуации, реально
присутствовавшей в жизни автора, продолжают работу по созданию «мифа
Маяковского». К нему добавляется новый аспект — безнадежная любовь к
женщине, наделенной именем и узнаваемыми чертами внешности и биографии
Л. Брик, которая предпочитает лирическому герою-поэту человека,
способного обеспечить ей бытовое благополучие.
Февральская революция, а впоследствии — октябрьская революция были
первоначально восприняты Маяковским скорее как выплеск стихийных сил.
Поэт приветствует не просто социальный переворот, а обновление всей
тверди, мироздания в целом, а значит, и искусства.
Пьеса «Мистерия-Буфф» была написана в 1917-1918 (2-я редакция — 1921) и
поставлена к первой годовщине октябрьского переворота самим автором. В
ней вновь используются библейские сюжеты и образность, довольно
прозрачно соотнесенные с современными событиями (Всемирный потоп -
революция, Земля обетованная — осуществленный коммунизм).
К 1918 относятся опыты Маяковского в области кино (всего снято три
фильма) Маяковский выступил в роли сценариста, режиссера и актера.
Впоследствии Маяковский неоднократно писал киносценарии, часть которых
была реализована.
В 1919 Маяковский перебирается из Петербурга в Москву где начинает
активно сотрудничать в РОСТА (1919—1921), оформляет (как поэт и как
художник) для РОСТА агитационно-сатирические плакаты («Окна РОСТА»). В
1919 году вышло первое собрание сочинений поэта — «Всё сочинённое
Владимиром Маяковским. 1909—1919»
В 1920 Маяковский заканчивает поэму «150 000 000» в которой отражена
тема мировой революции. С начала 1920-х постепенно наметился отход
Маяковского от традиций футуризма; в поздних стихах о них напоминают
практически лишь свободная метрика, составные рифмы и обилие
окказионализмов (слов, связанных с определенным случаем, поводом, и не
зарегистрированных как языковая норма).
В 1923 году Маяковский организовал группу ЛЕФ (Левый фронт искусств),
толстый журнал «ЛЕФ» (в 1923—1925 годах вышло семь номеров). В группу
входили как литераторы (Маяковский, Б. Пастернак, Н. Асеев, С. Третьяков)
и филологи (В. Шкловский, О. Брик), так и представители других областей
искусства (С. Эйзештейн, Дзига Вертов, А. Родченко, В. Степанова). В
это время издаются поэмы «Про это» (1923), «Рабочим Курска, добывшим
первую руду, временный памятник работы Владимира Маяковского» (1923) и
«Владимир Ильич Ленин» (1924).
Поэма «Про это» (1923), напечатанная в первом номере журнала «Леф»,
содержавшем декларацию группы, подавалась как образец «литературы факта»
(первое отдельное издание поэмы было проиллюстрировано фотомонтажами
Родченко с использованием фотографий Маяковского и Л. Брик).
В 1920-х работал (в сотрудничестве с А. Родченко) над рекламой и
дизайном упаковки (трест «Моссельпром», «Резинотрест», ГУМ и др.;
Серебряная медаль и диплом Выставки декоративно-прикладного искусства в
Париже, 1925).
В 1922—1926 годах активно сотрудничал в «Известиях», в 1926—1929 годах —
в «Комсомольской правде». Печатался в журналах: «Новый мир», «Молодая
гвардия», «Огонёк», «Крокодил», «Красная нива» и др. Работал в агитке и
рекламе, за что подвергался критике Б. Пастернака, В. Катаева, М. Светлова.
Являясь штатным или внештатным корреспондентом множества советских
газет, Маяковский часто писал стихи к определенным событиям, датам
агитационного, пропагандистского содержания. Как журналист и как
рекламный представитель треста «Моссельпром», он довольно часто бывал за
рубежом, «буржуазная» действительность также становилась темой
пропагандистских стихов. Также много писал для детей.
В 1922—1924 годах Маяковский совершает несколько поездок за границу —
Латвия, Франция, Германия; пишет очерки и стихи о европейских
впечатлениях. В 1925 году состоялось самое длительное его путешествие:
поездка по Америке. Маяковский посетил Гавану, Мехико и в течение трех
месяцев выступал в различных городах США с чтением стихов и докладов.
В 1925—1928 годах он много ездит по Советскому Союзу, выступает в
различных городах с чтением собственных стихов. Обязательным элементом
таких вечеров были ответы-импровизации на записки из зала,
сопровождавшиеся шутками, рассчитанными зачастую на самый
невзыскательный вкус. В эти годы поэт публикует такие произведения, как
«Товарищу Нетте, пароходу и человеку» (1926); «По городам Союза» (1927);
«Рассказ литейщика Ивана Козырева…» (1928).
В 1927 году восстанавливает журнал ЛЕФ под названием «Новый ЛЕФ». Всего
вышло 24 номера. Летом 1928 года Маяковский разочаровался в ЛЕФе и ушел
из организации и журнала. В этом же году он начинает писать свою личную
биографию «Я сам». В ноябре выходит в свет I и II том собрания
сочинений.
В конце 1920-х Маяковский вновь обращается к драматургии. Его пьесы
«Клоп» (1928, 1-я пост. — 1929) и «Баня» (1929, 1-я пост. — 1930)
написаны для театра Мейерхольда. Они сочетают сатирическое изображение
действительности 1920-х с развитием излюбленного мотива Маяковского —
воскрешения и путешествия в будущее.
Сатирические пьесы «Клоп» (1928) и «Баня» (1929) были поставлены В.
Мейерхольдом. Сатира поэта, особенно «Баня», вызвала травлю со стороны
рапповской критики. В 1929 году поэт организовал группу «РЕФ», но уже в
феврале 1930 года ушёл из неё, вступив в РАПП (Российскую ассоциацию
пролетарских писателей), где сразу же подвергается нападкам, критики
называли его «попутчиком», а не «пролетарским писателем».
В марте 1930 Маяковский организовал ретроспективную выставку «20 лет
работы», на которой были представлены все области его деятельности.
Выставку игнорировали и партийное руководство, и бывшие коллеги по
Лефу/Рефу.
Провал выставки, провал спектакля по пьесе «Баня» в театре Мейерхольда,
трения с другими членами РАПП, опасность потери голоса, которая сделала
бы невозможными публичные выступления, неудачи в личной жизни, стали
причиной того, что 14 апреля 1930 Маяковский покончил с собой.
Составьте кроссворд по произведениям В. Маяковского, поработав с плэйкастами. Для удобства создания кроссворда можете воспользоваться услугами сайта "Фабрика кроссвордов"
Владимир Маяковский и… Тема: Посвящение Автор плэйкаста: vik6995 Создан: 20 октября 2012 14:37 |
В.МАЯКОВСКИЙ."ФЛЕЙТА… Тема: Стихи Автор плэйкаста: kars Создан: 25 декабря 2012 2:08 |
Маяковский - Хорошее… Автор плэйкаста: Саша7294 Создан: 24 ноября 2012 5:35 |
Я ж с высот поэзии… Тема: Культура Автор плэйкаста: sweta62k Создан: 14 октября 2012 22:49 |
В. Маяковский- Детям Тема: Стихи Автор плэйкаста: Belka_49 Создан: 14 октября 2012 17:29 |
Комментариев нет:
Отправить комментарий