Были святки кострами согреты, и валились с мостов кареты, и весь траурный город плыл по неведомому назначенью, по Неве или против теченья, только прочь от своих могил. На Галерной чернела арка, в Летнем тонко пела флюгарка, и серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл. А. Ахматова

четверг, 17 января 2013 г.

Игорь Северянин


Северянин Игорь (настоящее имя Игорь Васильевич Лотарев)(4 мая (16 мая) 1887, Петербург — 20 декабря 1941, Таллин) — русский поэт «серебряного века», переводчик.
Родился в Петербурге в семье военного инженера Василия Петровича Лотарева (1860-1904) (дальний родственник Н. М. Карамзина и А. А. Фета по матери, троюродный брат А. М. Коллонтай). Первые 9 лет провёл в Петербурге. После разрыва родителей жил у тетки и дяди в их имении недалеко от г. Череповца. Закончив четыре класса Череповецкого реального училища, в 1904 г. уехал с отцом на Дальний Восток. Жизнь на Дальнем Востоке в годы русско-японской войны способствовала тому, что среди любовной лирики, которую начал писать Северянин (первые публикации появились в 1904), появились стихи на патриотические темы. Стихотворение «Гибель Рюрика» было опубликовано в журнале «Слово и Дело» (1905). Впоследствии Северянин вернулся в Петербург к матери.
С 1904 по 1913 год Северянин издал издал 35 стихотворных книг. Эти тонкие брошюры приносили долгое время лишь скандальную известность (например, растиражирован возмущённый отзыв Льва Толстого на одно из его стихотворений в начале 1910 года). Из поэтов старшего поколения поначалу обратил внимание на молодого Северянина лишь Константин Фофанов. В последствии его и Мирру Лохвицкую Северянин объявил учителями и предтечами эгофутуризма. Влияние их поэзии ощутимо в ранних стихах Северянина.
В отличие от многих поэтов Серебряного века, Игорь Северянин избежал влияния символистов. В 1911 организовал в Петербурге литературную группу «Ассоциация эгофутуристов», в которую вошли И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов, Г. Иванов и др. Программа эгофутуристов, сформулированная Северяниным, предусматривала самоутверждение личности, поиски нового без отвергания старого, смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы, осмысленные неологизмы и т.п. Сам Северянин создал множество поэтических неологизмов: безгрезье, чернобровье, лесофея, ветропросвист, лилиебатистовая и др. Впоследствии В. Маяковский признавал, что многому научился у него в сфере словотворчества. Вскоре Северянин расстался с эгофутуристами, на некоторое время примкнул к кубофутуристам, но и этот союз длился недолго.
В 1913 Игорь Северянин издал в московском издательстве «Гриф» свою первую большую книгу стихов «Громокипящий кубок», с предисловием Ф. Сологуба. Строфа стихотворения Ф. Тютчева дала название сборнику. Выход «Громокипящего кубка» сделал Северянина кумиром читающей публики. В течение двух лет книга выдержала семь изданий. В течение 1913—1914 гг. Северянин выступал со многими вечерами («поэзоконцертами») в Москве и Петербурге, встречая огромную популярность у публики и сочувственные отзывы критиков разной ориентации, в том числе скептически относившихся к футуризму. Для его лирики характерна смелая для тогдашнего вкуса (до грани пародийности) эстетизация образов салона, современного города («аэропланы», «шоффэры») и игра в романтический индивидуализм и «эгоизм», условные романтически-сказочные образы. Стих Северянина музыкален (во многом он продолжает традиции Бальмонта), поэт часто использует длинные строки, твёрдые формы (некоторые изобретены им самим), аллитерацию, диссонансные рифмы. Северянин сознательно культивировал свой образ изысканного поэта-кумира. Он появлялся на поэтических вечерах с орихедеей в петлице, называл свои стихи «поэзами», читал в напевном ритме, отвечавшем их ярко выраженной музыкальности. «Поэт и его слава» — эта тема заняла важное место в творчестве Северянина.
Вышедшие после «Громокипящего кубка» сборники 1914—1915 гг. («Victoria regia», «Златолира», «Ананасы в шампанском») воспринимались критикой более прохладно, чем «Кубок»: Северянин включал в них в большом количестве ранние, незрелые «поэзы», а новые тексты из этих книг во многом эксплуатировали образность «Кубка», не добавляя ничего нового. В 1915—1917 гг. Северянин поддерживал (совместные выступления, турне, сборники) ряд молодых авторов, большинство из которых никакого следа в литературе не оставили; самым заметным учеником Игоря Северянина этого периода был Георгий Шенгели, который сохранил признательность учителю и после смерти Северянина посвятил его памяти несколько стихотворений. Поэтика Северянина этого периода оказала также определённое влияние на раннее творчество таких известных поэтов, как Георгий Иванов, Вадим Шершеневич, Рюрик Ивнев, впоследствии примкнувших к другим направлениям.
Несмотря на то, что Северянина считали «буржуазным», в 1918 на вечере в Политехническом музее в Москве он был назван «королем поэтов», победив Маяковского. Многие его стихи были положены на музыку и исполнялись А. Вертинским.
В 1918 после Октябрьской революции Игорь Северянин поселился в Эстонии. Жил в уединении в рыбачьем поселке Тойла. В 1921 году женился на эстонке Фелиссе Круут. Ездил в дальнейшем с выступлениями во Францию и в Югославию. Переводил стихотворения А. Мицкевича, П. Верлена, Ш. Бодлера, многих эстонских и югославских поэтов.
Ему удалось издать несколько поэтических книг, в числе которых «Падучая стремнина. Роман в стихах» (1922), «Соловей» (1923) и др. В стихотворении «Классические розы» (1925) Северянин пророчески написал: «Как хороши, как свежи будут розы, / Моей страной мне брошенные в гроб!»
Умер Игорь Северянин в оккупированном немцами Таллинне 20 декабря 1941 от сердечного приступа. Похоронен на Александро-Невском кладбище в Таллине. 


Решите кроссворд "Донжуанский список И. Северянина"

Комментариев нет:

Отправить комментарий