Елена (Элеонора) Генриховна Гуро, (1877-1913) как и многие кубофутуристы,
была профессиональной художницей. Дочь генерала, она в 1890 г.
поступила в школу Общества поощрения художеств в Санкт-Петербурге и
работала под началом известных художников-«мирискуссников» Л. Бакста и
М. Добужинского. Гуро увлекалась также неоимпрессионизмом и была членом
импрессионистской группы Н. Кульбина. Возможно, что это повлияло на
литературную манеру Гуро, которую можно обозначить как лирический
футуризм или «импрессионизм» (В. Ф. Марков).
Дебютировала Гуро в 1905 г. рассказом «Ранняя весна» в «Сборнике молодых писателей», а ее первая книга, «Шарманка», была выпущена в 1909 г. Многие критики того времени отметили принципиальную чуждость Елены Гуро шумной и эксцентричной компании кубофутуристов. Так, Корней Чуковский писал: «Ее тема: светлая боль, радость увядания, умирания и нежность до восторженной муки. <...> Ясно, здесь г. Крученых ни при чем. <...> Гуро вся — осанна, молитва, — где же ей шиши и пощечины?»
Большинство иллюстраций к «Шарманке» было, в духе эстетики футуризма, выполнено самой Гуро. Однако книгу пронизывают символистские мотивы — в этом сказалось увлечение Елены Гуро поэзией А. Блока.
Вторая книга Гуро, «Осенний сон», вышла в 1912 г. Вяч. Иванов, высоко ценивший поэзию Гуро, писал о книге: «Тех, кому очень больно жить в наши дни, она, может быть, утешит. Если их внутреннему взгляду удастся уловить на этих почти разрозненных страничках легкую светлую тень...»
Елена Гуро скончалась от лейкимии в Финляндии в 1913 г. Сборник «Небесные верблюжата» (1914), вышедший посмертно, стал ее итоговой и наиболее совершенной книгой.
ЗДЕСЬ собрание сочинений Елены Гуро.
Комментариев нет:
Отправить комментарий