Саша Чёрный (1880-1932) (псевдоним; настоящие имя, отчество и фамилия
Александр Михайлович Гликберг; другие псевдонимы - Сам по себе,
Мечтатель), русский поэт, прозаик, переводчик. Родился 1 (13) октября 1880 года
в Одессе в семье еврея-провизора. Крещенный отцом в возрасте 10 лет, чтобы иметь
возможность поступить в гимназию вне "процентной нормы", обучения не закончил
(неоднократно отчислялся за неуспеваемость). В 1902-1904 годах служил в
Новоселицкой таможне, с 1905 года - чиновник в Петербурге, где благодаря
женитьбе на ученице видного профессора философии А. И. Введенского и
родственнице известных купцов Елисеевых получил возможность заняться
самообразованием.
В 1906-1907 годах прослушал курс лекций в Гейдельбергском университете. На
Первой мировой войне был санитаром. В марте 1917 года Временным правительством
назначен заместителем комиссара Северного фронта. После Октябрьской революции
(которую Черный не принял, несмотря на предложения большевиков возглавить газету
в Вильно) осенью 1918 года уехал в Прибалтику (где были созданы стихи о "Литве"
и цикл "Русская Помпея", впервые обозначивший мотив ностальгии, отчетливо
звучащий в эмигрантском творчестве поэта); в 1920 году - в Берлин; со второй
половины 1923 до начала 1924 года - в Италии, в семье
Л. Н. Андреева (впечатления от Вечного города
отразились в лирических и юмористических миниатюрах "Из римской тетради" и
"Римские офорты"). С 1924 года жил в Париже, сотрудничал в газетах "Последние
новости", парижском "Сатириконе" и других периодических изданиях, устраивал
литературные вечера, ездил по Франции и Бельгии, выступая со стихами перед
русскими слушателями.
Саша Чёрный начал печататься в Житомире в 1904 году. В 1900-е годы активный сотрудник
прогрессивных сатирических журналов "Зритель", "Молот", "Маски", "Сатирикон" и
др. Дерзкая политическая сатира Черного "Чепуха" (1905; "Трепов - мягче сатаны")
принесла ему известность. Первый сборник стихов поэта "Разные мотивы" (1906),
содержащий наряду с лирикой литературные и политические юморески, был запрещён
цензурой. Сборник "Сатиры" (1910) с ироническим посвящением "всем нищим духом",
представивший оригинальную сатирическую маску интеллигентного обывателя,
обличает мелочность, пустоту и однообразие суетного мещанского существования во
всех сферах общественного и литературного бытия, сочетая сарказм с нотами
пессимизма. Во втором сборнике, "Сатиры и лирика", проявилось тяготение Черного
к "чистой" лирике, тонким пейзажным и психологическим зарисовкам.
Уйдя весной 1911 года из "Сатирикона", где он был одним из поэтических лидеров
с 1908 года, Саша Черный печатается в газетах "Киевская мысль", "Русская молва", в
журналах "Современный мир", "Аргус", "Солнце России", "Современник" и др.
Выступает как детский писатель (книги "Тук-Тук", 1913, "Живая азбука", 1914).
Щемящей тоской по утраченной Родине, острым ощущением бесприютности пронизаны
книга стихов Черного "Жажда" (1923), поэма "Кому в эмиграции жить хорошо"
(1931-1932), обнаруживающая единственного счастливца на чужбине - малыша в
кроватке. Органический синтез сатиры, мягкого юмора и лиризма, обнаженно резкий
стиль и нарочитый антиэстетизм виртуозного стиха Черного, его принципиальная
антибуржуазность (стихотворение "На могилах", 1912, после посещения Веймара:
"Гете и Шиллер на мыле и пряжках, / На бутылочных пробках,
/ На сигарных коробках / И на подтяжках... / Мещане торгуют титанами..."),
повлиявшие на формирование В. В. Маяковского,
выдвинули поэта в ряд наиболее оригинальных художников Серебряного века.
Среди других его произведений - поэма "Ной" (1914), печально предрекающая
современному поколению новый "всемирный потоп"; стихотворный цикл "Война"
(1918), впечатляющая картина ужасов фронтового и лазаретного быта; стихи,
повести, рассказы (кн. "Сон профессора Патрашкина", 1924; "Дневник фокса Микки",
1927; "Кошачья санатория", 1928; "Белка-мореплавательница", 1933 и др.) и пьеса
"Возвращение Робинзона" (1922) для детей; произаический сборник "Несерьезные
рассказы" (1928), с "легкой улыбкой, беззлобным смехом, невинной проказливостью"
(А. И. Куприн) воскрешающий петербургский,
московский и провинциальный быт старой России, издалека видящейся Черному
безвозвратно потерянным раем; по тональности близкая ему повесть "Чудесное лето"
(1929); многочисленные рассказы о скудном быте, материальных лишениях и
моральном унижении эмигрантской жизни.
Особое место в творчестве Саши Черного занимают "Солдатские сказки" (опубл. в 1933
году), написанные в стиле своеобразного анекдотически-бытового реализма,
близкого к сказу Н. С. Лескова и
М. М. Зощенко. Оставил также переводы из
Г. Гейне, Р. Демеля,
К. Гамсуна и др. Цикл музыкальных произведений
на слова Черного создал Д. Д. Шостакович.
Саша Черный умер в Ла Фавьер, близ местечка Лаванду (Франция) 5 августа 1932 года.
Энциклопедия "Кругосвет"
Просмотрите данный видеоролик о судьбе и творчестве Саши Черного.
Прослушайте произведения Саши Черного"Солдатские сказки"
Лирика
Составьте 5-7 вопросов по просмотренному и прослушанному материалу для проведения игры "Горячий стул"
Комментариев нет:
Отправить комментарий