Были святки кострами согреты, и валились с мостов кареты, и весь траурный город плыл по неведомому назначенью, по Неве или против теченья, только прочь от своих могил. На Галерной чернела арка, в Летнем тонко пела флюгарка, и серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл. А. Ахматова

понедельник, 28 января 2013 г.

Саша Черный

Саша Чёрный (1880-1932) (псевдоним; настоящие имя, отчество и фамилия Александр Михайлович Гликберг; другие псевдонимы - Сам по себе, Мечтатель), русский поэт, прозаик, переводчик. Родился 1 (13) октября 1880 года в Одессе в семье еврея-провизора. Крещенный отцом в возрасте 10 лет, чтобы иметь возможность поступить в гимназию вне "процентной нормы", обучения не закончил (неоднократно отчислялся за неуспеваемость). В 1902-1904 годах служил в Новоселицкой таможне, с 1905 года - чиновник в Петербурге, где благодаря женитьбе на ученице видного профессора философии А. И. Введенского и родственнице известных купцов Елисеевых получил возможность заняться самообразованием.

В 1906-1907 годах прослушал курс лекций в Гейдельбергском университете. На Первой мировой войне был санитаром. В марте 1917 года Временным правительством назначен заместителем комиссара Северного фронта. После Октябрьской революции (которую Черный не принял, несмотря на предложения большевиков возглавить газету в Вильно) осенью 1918 года уехал в Прибалтику (где были созданы стихи о "Литве" и цикл "Русская Помпея", впервые обозначивший мотив ностальгии, отчетливо звучащий в эмигрантском творчестве поэта); в 1920 году - в Берлин; со второй половины 1923 до начала 1924 года - в Италии, в семье Л. Н. Андреева (впечатления от Вечного города отразились в лирических и юмористических миниатюрах "Из римской тетради" и "Римские офорты"). С 1924 года жил в Париже, сотрудничал в газетах "Последние новости", парижском "Сатириконе" и других периодических изданиях, устраивал литературные вечера, ездил по Франции и Бельгии, выступая со стихами перед русскими слушателями.
Саша Чёрный начал печататься в Житомире в 1904 году. В 1900-е годы активный сотрудник прогрессивных сатирических журналов "Зритель", "Молот", "Маски", "Сатирикон" и др. Дерзкая политическая сатира Черного "Чепуха" (1905; "Трепов - мягче сатаны") принесла ему известность. Первый сборник стихов поэта "Разные мотивы" (1906), содержащий наряду с лирикой литературные и политические юморески, был запрещён цензурой. Сборник "Сатиры" (1910) с ироническим посвящением "всем нищим духом", представивший оригинальную сатирическую маску интеллигентного обывателя, обличает мелочность, пустоту и однообразие суетного мещанского существования во всех сферах общественного и литературного бытия, сочетая сарказм с нотами пессимизма. Во втором сборнике, "Сатиры и лирика", проявилось тяготение Черного к "чистой" лирике, тонким пейзажным и психологическим зарисовкам.
Уйдя весной 1911 года из "Сатирикона", где он был одним из поэтических лидеров с 1908 года, Саша Черный печатается в газетах "Киевская мысль", "Русская молва", в журналах "Современный мир", "Аргус", "Солнце России", "Современник" и др. Выступает как детский писатель (книги "Тук-Тук", 1913, "Живая азбука", 1914). Щемящей тоской по утраченной Родине, острым ощущением бесприютности пронизаны книга стихов Черного "Жажда" (1923), поэма "Кому в эмиграции жить хорошо" (1931-1932), обнаруживающая единственного счастливца на чужбине - малыша в кроватке. Органический синтез сатиры, мягкого юмора и лиризма, обнаженно резкий стиль и нарочитый антиэстетизм виртуозного стиха Черного, его принципиальная антибуржуазность (стихотворение "На могилах", 1912, после посещения Веймара: "Гете и Шиллер на мыле и пряжках, / На бутылочных пробках, / На сигарных коробках / И на подтяжках... / Мещане торгуют титанами..."), повлиявшие на формирование В. В. Маяковского, выдвинули поэта в ряд наиболее оригинальных художников Серебряного века.
Среди других его произведений - поэма "Ной" (1914), печально предрекающая современному поколению новый "всемирный потоп"; стихотворный цикл "Война" (1918), впечатляющая картина ужасов фронтового и лазаретного быта; стихи, повести, рассказы (кн. "Сон профессора Патрашкина", 1924; "Дневник фокса Микки", 1927; "Кошачья санатория", 1928; "Белка-мореплавательница", 1933 и др.) и пьеса "Возвращение Робинзона" (1922) для детей; произаический сборник "Несерьезные рассказы" (1928), с "легкой улыбкой, беззлобным смехом, невинной проказливостью" (А. И. Куприн) воскрешающий петербургский, московский и провинциальный быт старой России, издалека видящейся Черному безвозвратно потерянным раем; по тональности близкая ему повесть "Чудесное лето" (1929); многочисленные рассказы о скудном быте, материальных лишениях и моральном унижении эмигрантской жизни.
Особое место в творчестве Саши Черного занимают "Солдатские сказки" (опубл. в 1933 году), написанные в стиле своеобразного анекдотически-бытового реализма, близкого к сказу Н. С. Лескова и М. М. Зощенко. Оставил также переводы из Г. Гейне, Р. Демеля, К. Гамсуна и др. Цикл музыкальных произведений на слова Черного создал Д. Д. Шостакович.
Саша Черный умер в Ла Фавьер, близ местечка Лаванду (Франция) 5 августа 1932 года.

Энциклопедия "Кругосвет"

  Просмотрите данный видеоролик о судьбе и творчестве Саши Черного.




Прослушайте произведения Саши Черного"Солдатские  сказки" 


Лирика



Составьте 5-7 вопросов по просмотренному и прослушанному материалу для проведения игры "Горячий стул"

Комментариев нет:

Отправить комментарий