Имажинизм
(от фр. и англ. image — образ) — литературно-художественное течение,
возникшее в России в первые послереволюционные годы на основе
литературной практики футуризма.
Имажинизм был последней нашумевшей школой в русской
поэзии XX века. Это направление было создано через два года после
революции, но по всей своей содержательной направленности ничего общего
с революцией не имело.
29 января 1919 г. в Московском городском
отделении Всероссийского союза поэтов прошел первый поэтический вечер
имажинистов. А уже на следующий день была опубликована первая
Декларация, в которой провозглашались творческие принципы нового
движения. Ее подписали претенциозно назвавшиеся «передовой линией
имажинистов» поэты С. Есенин, Р. Ивнев, А. Мариенгоф и В. Шершеневич,
а также художники Б. Эрдман и Е. Якулов. Так появился русский
имажинизм, у которого с его английским предшественником общим было
только название.
Среди исследователей и литературоведов до сих пор идут споры о том, следует ли имажинизм поместить в один ряд с символизмом, акмеизмом
и футуризмом, трактуя творческие достижения этой поэтической группы как
«интересное явление литературы постсимволизма и как определенный этап
развития», или корректнее было бы рассматривать это явление в ряду
многочисленных течений и объединений 20-х годов XX века, которые,
развиваясь в общем духе авангардизма, не смогли открыть принципиально
новых путей развития поэзии и в итоге остались только эпигонами
футуризма.
«Одной из причин „теоретического бума“ первых пореволюционных лет
была попытка волевым усилием, используя рациональные и научные методы,
оперируя понятиями ремесла и мастерства, генерировать все новые и новые
поэтические системы, а имажинизм, безусловно, был одним из самых
жизнеспособных поэтических течений того времени. Поэтому вопрос
о состоятельности и самостоятельности имажинизма как течения имеет
важное методологическое значение, так как показывает возможность или
невозможность подобного пути развития поэтического языка».
Так же как символизм и футуризм, имажинизм зародился на Западе и уже
оттуда был пересажен Шершеневичем на русскую почву. И так же, как
символизм и футуризм, он значительно отличался от имажинизма западных
поэтов.
Термин заимствован у авангардистской школы англоязычной поэзии —
имажизма. Это слово впервые попало в поле зрения русских читателей
в 1915 году с появлением статьи 3. Венгеровой, в которой рассказывалось
о лондонской поэтической группе имажистов, во главе которой стояли Эзра
Паунд и Уиндем Льюис. Однако русских имажинистов нельзя назвать
преемниками имажистов. И хотя теоретические установки английских поэтов
во многом соответствовали творческим исканиям Шершеневича и К°
(«Мы не футуристы,- писал Паунд,- в поэзии мы „имажисты“. Наша задача
сосредоточиться на образах, составляющих первозданную стихию поэзии…»),
сами представители имажинизма никогда не называли лондонских имажистов
своими предшественниками. Их теоретическая программа скорее
перекликалась с содержанием деклараций кубофутуристов, несмотря
на взаимное (порицание этими группами друг друга.
Теория имажинизма основным принципом поэзии провозглашала примат
«образа как такового». Не слово-символ с бесконечным количеством
значений (символизм), не слово-звук (кубофутуризм), не слово-название
вещи (акмеизм), а слово-метафора с одним определенным значением является
основой имажинизма. В вышеупомянутой Декларации имажинисты утверждали,
что «единственным законом искусства, единственным и несравненным методом
является выявление жизни через образ и ритмику образов… Образ, и только
образ <...> — вот орудие производства мастера искусства… Только
образ, как нафталин, пересыпающий произведение, спасает это последнее
от моли времени. Образ — это броня строки. Это панцирь картины. Это
крепостная артиллерия театрального действия. Всякое содержание
в художественном произведении так же глупо и бессмысленно, как наклейки
из газет на картины». Теоретическое обоснование этого принципа сводилось
у имажинистов к уподоблению поэтического творчества процессу развития
языка через метафору.
По существу, в их приемах, так же как и в их «образности», не было
ничего особенно нового. «Имажинизм» как один из приемов художественного
творчества широко использовался не только футуризмом, но и символизмом.
Новым было лишь упорство, с которым имажинисты выдвигали образ на первый
план и сводили к нему все в поэзии — и содержание и форму.
Характерной особенностью развития русской поэзии первых десятилетий
XX века являлось то, что каждое литературное направление рождалось под
знаком непримиримой борьбы, соперничества со своими предшественниками.
И если начало 1910-х годов прошло под знаком «преодоления символизма»
акмеистами и футуристами, то возникший в конце десятилетия имажинизм
обозначил конечной целью своей борьбы «преодоление футуризма», с которым
он по сути состоял в родственных отношениях. Возможно, именно прежнее
участие некоторых имажинистов в футуристическом движении явилось
причиной появления уже в первой Декларации имажинистов выпада против
своих прежних соратников: «Скончался младенец, горластый парень десяти
лет от роду (родился 1909 — умер 1919)- Издох футуризм. Давайте грянем
дружнее: футуризму и футурью смерть!»
Одним из организаторов и признанным идейным лидером группы был
В. Шершеневич. Известный как теоретик и пропагандист имажинизма,
яростный критик и ниспровергатель футуризма, начинал он именно как
футурист. Е. Иванова справедливо замечает, что «причины, побудившие
Шершеневича объявить войну футуризму, носят отчасти личный (»Принимая
футуризм, я не принимаю футуристов«), отчасти политический характер.
Но если отвлечься от его антифутуристической риторики (»Футуризм умер.
Да будет ему земля клоунадой«.), становится очевидной зависимость
поэтических и теоретических экспериментов Шершеневича от идей
Ф. Маринетти и творческих исканий других футуристов — В. Маяковского, В. Хлебникова».
Что касается другого активного члена группы, А. Мариенгофа,
то, несмотря на эстетический нигилизм, порой далеко превосходивший даже
авангардные опыты бывшего футуриста Шершеневича, его теоретическую
концепцию в некоторых аспектах следует признать более консервативной.
Как указано в другой работе Е. Ивановой, «роль А. Мариенгофа в группе
имажинистов исследователи определяют неоднозначно, порой объявляя его
последователем С. Есенина (исходя, вероятно, в большей степени из факта
их дружеских отношений), порой объединяя с Шершеневичем
и противопоставляя Есенину. Хотя Мариенгоф оспаривал пальму первенства
теоретика у Шершеневича, в его высказываниях сравнительно небольшое
внимание уделяется образу как таковому <...> Область
интересов Мариенгофа> преимущественно сосредоточена на сфере
содержания». Сам Мариенгоф говорит об этом так: «Искусство есть форма.
Содержание — одна из частей формы. Целое прекрасно только в том случае,
если прекрасна каждая из его частей. Не может быть прекрасной формы без
прекрасного содержания. Глубина в содержании — синоним прекрасного».
В состав объединения имажинистов входили поэты довольно (а иногда
и совершенно) разные и непохожие. Большое значение для группы имели
не только эстетическая позиция соратника и воплощавшая ее творческая
деятельность, но и внелитературное поведение, бытовое общение
и дружеские связи. Например, критики неоднократно отмечали, что поэзия
Ивнева, мягко говоря, не совсем отвечает требованиям имажинистской
теории. В частности, В. Брюсов писал: «По какому-то недоразумению,
в списках имажинистов значится Рюрик Ивнев, <...> стоящий
на полпути от акмеизма к футуризму». Но соратники по объединению высоко
ценили стихи Ивнева, считали его «своим».
Во многом повлияли на развитие течения теоретические работы
и поэтическое творчество С. Есенина, который входил в костяк
объединения. К моменту образования группы у него уже была собственная
программа, изложенная в трактате «Ключи Марии», где поэт на основании
личного опыта размышлял о творчестве в целом и словесном искусстве
в частности. В нем выражалось есенинское стремление творчески овладевать
«органической фигуральностью» русского языка и содержался ряд весьма
интересных соображений об опоре на национальную стихию и фольклор.
Народная мифология была одним из главных источников образности Есенина,
а мифологическая параллель «природа — человек» стала основополагающей
для его поэтического мироощущения.
Тем не менее Есенин вступил в ряды имажинистов и подписался под
Декларацией, отражавшей представления в основном Шершеневича
и Мариенгофа, первый из которых был выходцем из околофутуристических
кругов, второй тяготел к ним духовно. Этих новых приятелей Есенина
нескрываемо раздражал его «национализм», но им нужно было его громкое
имя как знамя набирающего силу движения. Шершеневич в рецензии на «Ключи
Марии» писал: «Эта небольшая книга одного из идеологов имажинизма
рисует нам философию имажинизма, чертит то миропонимание новой школы,
которое упорно не хотят заметить враги нового искусства. <...>
Отмежевавшись от беспочвенного машинизма русского и итальянского
футуризма, Есенин создает новый образ современной идеологии».
Есенин скоро отошел от имажинизма, уже в 1921 году печатно назвав
занятия своих приятелей «кривлянием ради самого кривляния» и связав
их адресованное окружающим бессмысленное ерничество с отсутствием
«чувства родины».
Детальнее охарактеризовать всю школу в целом едва ли возможно:
в ее состав входили поэты, весьма разнородные по своим теоретическим
взглядам и поэтической практике. К имажинистскому движению наряду
с подписавшими Декларацию присоединились И. Грузинов, А. Кусиков
(Кусикян), Н. Эрдман (брат художника Б. Эрдмана), М. Ройзман, В. Эрлих
и другие. Возник «Орден имажинистов». В Петрограде был основан
«Воинствующих орден имажинистов» (1923), который, однако, широкой
известности не приобрел. Наиболее активными его участниками являлись
В. Ричиотти, И. Афанасьев-Соловьев и Г. Шмерельсон.
В разное время в распоряжении имажинистов имелось несколько
издательств — «Имажинисты», «Чихи-Пихи» и «Сандро», известное
литературное кафе «Стойло Пегаса» (закрылось в 1922 г.), а также журнал
«Гостиница для путешествующих в прекрасном» (всего за время его
существования, 1922- 1924 гг. вышло 4 номера).
Пытаясь в очередной раз эксплуатировать скандальный успех, когда-то
выпавший на долю русского кубофутуризма, имажинисты подражали
футуристическому эпатажу публики, но их давно уже не новые «дерзости»
носили театрально-наивный, если не откровенно вторичный, характер.
Сам Шершеневич в своих воспоминания писал: «Скандал в дореволюционной
России был одним из легальных способов „протеста“ <...> Скандал
тогда был и способом саморекламы. После революции мы, имажинисты,
попробовали „по традиции“ пойти по этому пути. Но в изменившейся
обстановке факт скандала стал давать уже другой резонанс. Реклама
получилась печальная, протеста не получалось совсем. Мы пробовали идти
в бой с картонными мечами».
За пять лет активной деятельности имажинисты смогли завоевать
громкую, хотя и скандальную славу. Постоянно проходили поэтические
диспуты, где мэтры нового течения весьма успешно доказывали окружающим
превосходство новоизобретенной поэтической системы над всеми
предшествующими.
Акции имажинистов порой выходили за пределы общепринятых норм
поведения. К числу таковых можно отнести и роспись стен Страстного
монастыря богохульными надписями, и «переименование» московских улиц
(табличка «Тверская» менялась на «Есенинская») и т. п.
В 1919 году имажинисты потребовали ни много ни мало «отделения
государства от искусства». Шершеневич в своей статье писал:
«…государству нужно для своих целей искусство совершенно определенного
порядка, и оно поддерживает только то искусство, которое служит ему
хорошей ширмой. Все остальные течения искусства затираются. Государству
нужно не искусство исканий, а искусство пропаганды. <...>
Мы, имажинисты… с самого начала… не становились на задние лапки перед
государством. Государство нас не признает — и слава Богу! Мы открыто
кидаем свой лозунг: Долой государство! Да здравствует отделение
государства от искусства!»
Если с привлечением общественного внимания дела у имажинистов
обстояли не лучшим образом (что отмечали даже современники),
то в области издательской и книготорговой они явно преуспевали.
Имажинистам принадлежали два книжных салона: лавка «Московской трудовой
артели художников слова», где вели торговлю Есенин и Мариенгоф,
и конкурирующий с ними книжный магазин Шершеневича и Кусикова. Кроме
того, имажинисты владели кинотеатром «Лилипут». А имея несколько
собственных издательств, они в начале 1920-х гг. печатают столько книг,
что критик А. Кауфман не преминул ехидно заметить: «…издания имажинистов
поглотили бумажную выработку, по крайней мере, одной бумагоделательной
фабрики за год». Пресса отмечала, что «интенсивно работает
„Книгоиздательство имажинистов“, выпустившее с ноября прошлого года
более десяти книг поэтов-имажинистов…». И это в самый разгар бумажного
голода!
Правда, после того как летом 1922 года был образован Главлит, печататься имажинистам стало уже значительно сложнее.
Отношения имажинистов с властями — в силу особенностей их творческой
позиции, внелитературных связей и исторического момента — требуют
особого внимания. А. Евстратовым приводятся некоторые эпизоды,
касающиеся специфики общественно-политической жизни того времени.
«Политизация общественной жизни в послереволюционной России сказалась
и на особенностях культурного мира того времени. В 1919 создается
анархистского толка «Ассоциация вольнодумцев», под крылом которой
до 1924 находилась литературная группа имажинистов. Основателями
и членами правления «Ассоциации» были Есенин и Мариенгоф; они написали
устав, официально утвержденный А. В. Луначарским.
Имажинисты в силу своего скандального, богемного
образа жизни часто попадали в руки милиции и работников ЧК. Выручали
их только многочисленные связи с теми же чекистами. Помимо этого, Рюрик
Ивнев был личным секретарем наркома просвещения Луначарского, состоял
во Всероссийской коллегии по организации РККА, занимался организацией
агитпоезда им. А. В. Луначарского, публиковал в «Известиях ВЦИК»
политические статьи, призывавшие интеллигенцию работать на новую власть.
Имажинисты поддерживали отношения с эсером Я. Блюмкиным, с Л. Троцким,
Л. Каменевым«.
Или еще такой факт: «В 1920 году Шершеневич удостаивается редкой для
современных ему поэтов чести: его читает Ленин. Правда, происходит это
благодаря недоразумению. Весь тираж поэтического сборника В. Шершеневича
„Лошадь как лошадь“ в силу „лошадиного названия“ отправляется на склад
Наркомзема для дальнейшего распространения среди трудового крестьянства.
О случившемся „вопиющем факте“ докладывают Ильичу…»
Творческие разногласия имажинистов в конце концов привели к тому, что
группа разделилась на правое (Есенин, Ивнев, Кусиков, Грузинов,
Ройзман) и левое крыло (Шершеневич, Мариенгоф, Н. Эрдман)
с противоположными взглядами на задачи поэзии, ее содержательную
сторону, форму, образ.
В 1924 году С. Есенин опубликовал в газете письмо, подписанное также
И. Грузиновым (подобно ему, поэтом крестьянского происхождения),
в котором оба автора официально заявили, что выходят из группы
имажинистов: «Мы, создатели имажинизма, доводим до всеобщего сведения,
что группа „Имажинисты“ в доселе известном составе объявляется нами
распущенной».
Заявление Есенина явилось для имажинистов крайней неожиданностью.
Сами они, предполагая большое будущее своей школы, только собирались
приступить к «деланию большого искусства», числя все созданное ими ранее
лишь неким подготовительным этапом. В «Письме в редакцию» журнала
«Новый зритель» Ивнев, Мариенгоф, Ройзман, Шершеневич и Н. Эрдман
выступили с резким опровержением есенинского явления о роспуске группы,
назвав его «развязным и безответственным». Они обвинили поэта
в приспособленчестве: «…Есенин примыкал к нашей идеологии, поскольку она
ему была удобна, и мы никогда в нем, вечно отказывавшемся от своего
слова, не были уверены как в соратнике». Здесь же бывшие «собратья»
постарались перехватить инициативу, заявив, что «у группы наметилось
внутреннее расхождение с Есениным, и она принуждена была отмежеваться
от него…». В публикации содержались грубые и оскорбительные выпады
в адрес поэта: «Есенин в нашем представлении безнадежно болен физически
и психически, и это единственное оправдание его поступков».
С уходом Есенина закончил свое существование и официальный орган
имажинистов, журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном». И хотя
имажинисты по инерции еще издавали сборники, пытались реанимировать
«Стойло Пегаса» и даже, уже в 1927 году, основать новый журнал; хотя еще
какое-то время функционировал ленинградский «Воинствующий орден
имажинистов» и группы поэтов-имажинистов в некоторых провинциальных городах,
— без Есенина имажинизм угасал. Последний коллективный сборник
«Имажинисты» (1925) вызвал и такой, к примеру, отклик прессы: «Агония
идеологического вырождения имажинизма закончилась очень быстро,
и первые же годы НЭПа похоронили почти окончательно имажинизм как
литературную школу: „моль времени“ оказалась сильнее „нафталина
образов“».
Есенин писал: «В 1919 г. я с рядом товарищей опубликовал манифест
имажинизма. Имажинизм был формальной школой, которую мы хотели
утвердить. Но эта школа не имела под собой почвы и умерла сама собой…»
Итог теоретической и практической деятельности группы подвел
Шершеневич в статье «Существуют ли имажинисты?» Признав, что «имажинизма
сейчас нет ни как течения, ни как школы», он так объясняет его кончину:
«Это произошло в силу объективных причин, лежащих вне поэзии.
<...> Сущность поэзии переключена: из искусства он превращен
в полемику. <...> От поэзии отнята лиричность. А поэзия без
лиризма это то же, что беговая лошадь без ноги. Отсюда и вполне понятный
крах имажинизма, который все время настаивал на поэтизации поэзии».
Основные признаки имажинизма:
— главенство «образа как такового»;
— образ — максимально общая категория, подменяющая собой оценочное понятие художественности;
— поэтическое творчество есть процесс развития языка через метафору;
— эпитет есть сумма метафор, сравнений и противоположений какого-либо предмета;
— поэтическое содержание есть эволюция образа и эпитета как самого примитивного образа;
— текст, имеющий определенное связное содержание, не может быть
отнесен к области поэзии, так как выполняет скорее идеологическую
функцию; стихотворение же должно представлять собой «каталог образов»,
одинаково читаться с начала и с конца.
Произведения поэтов-имажинистов вы можете найти ЗДЕСЬ:
Комментариев нет:
Отправить комментарий