Я понял, что такое поэзия. Не говорите,..
что я перестал отделывать стихи.
Вовсе нет. Наоборот, я сейчас к форме
стал еще более требователен.
Только я пришел к простоте...
Из письма к Бениславской
(в период работы над поэмой)
По-моему, лучше всего, что я написал.
С. Есенин о поэме
Лирический план поэмы. Название.
Эпический план. Отношение героя к мировой и братоубийственной гражданской войне;
что я перестал отделывать стихи.
Вовсе нет. Наоборот, я сейчас к форме
стал еще более требователен.
Только я пришел к простоте...
Из письма к Бениславской
(в период работы над поэмой)
По-моему, лучше всего, что я написал.
С. Есенин о поэме
Лирический план поэмы. Название.
Образ Анны Снегиной. Образ главного героя – Поэта.
Поэма автобиографична, в ее основе – воспоминания о юношеской любви.
Но в поэме личная судьба героя осмыслена в связи с судьбой народной.
В образе героя – поэта Сергея – мы угадываем самого Сергея
Есенина. Прообраз Анны – Л.И. Кашина (1886–1937), которая, однако, не
покинула Россию. В 1917 году она передала свой дом в Константинове
крестьянам, сама жила в усадьбе на Белом Яру на Оке. Там бывал Есенин. В
1918 году она переехала в Москву, работала машинисткой и
стенографисткой. Есенин встречался с ней в Москве. Но прототип и
художественный образ – вещи различные, и художественный образ всегда
богаче; богатство поэмы, разумеется, не сводится к конкретной
биографической ситуации.
Поэма "Анна Снегина" лиро-эпическая. Ее главная тема – личная, но
через судьбу поэта и главной героини раскрываются эпические события.
Само название говорит о том, что Анна – центральный образ поэмы. Имя
героини звучит по-особому поэтично и многозначно. В этом имени –
полнозвучность, красота аллитерации, богатство ассоциаций. Снегина –
символ чистоты белого снега, перекликается с весенним цветом белой, как
снег, черемухи, это имя – символ утраченной юности. Немало встречается и
знакомых по есенинской поэзии образов: "девушка в белом", "тонкая
березка", "снежная" черемуха...
Лирический сюжет – история несостоявшейся любви героев – в поэме
едва намечен, и он развивается как череда фрагментов. Несостоявшийся
роман героев поэмы происходит на фоне кровавой и бескомпромиссной
классовой войны. Отношения героев романтичны, непрояснены, и чувства и
настроения их импрессионистичны, интуитивны. Революция привела героев к
расставанию, героиня оказалась в эмиграции – в Англии, откуда пишет
письмо герою поэмы. Но время, революция не отняли у героев памяти о
любви. То, что Анна Снегина оказалась вдали от Советской России, –
печальная закономерность, трагедия многих русских людей того времени. И
заслуга Есенина в том, что он первым показал это. Но это не главное в
поэме.
Поэт – герой поэмы – постоянно подчеркивает, что его душа уже во многом закрыта для лучших чувств и прекрасных порывов:
Ничто не пробилось мне в душу,
Ничто не смутило меня.
Струилися запахи сладко,
И в мыслях был пьяный туман...
Теперь бы с красивой солдаткой
Завесть хорошо роман.
И даже в конце поэмы после чтения письма от этой навсегда утраченной
для него женщины он как будто бы остается по-прежнему холодным и почти
циничным: "Письмо как письмо. Беспричинно. Я в жисть бы таких не писал".
И лишь в финале звучит светлый аккорд – воспоминание о самом
прекрасном и навсегда-навсегда утраченном. Разлука с Анной в лирическом
контексте поэмы – это разлука поэта с юностью, разлука с самым чистым и
святым, что бывает у человека на заре жизни. Но – и это главное в поэме –
все человечески прекрасное, светлое и святое живет в герое, остается с
ним навсегда как память, как "живая жизнь":
Иду я разросшимся садом,
Лицо задевает сирень.
Так мил моим вспыхнувшим взглядам
Погорбившийся плетень.
Когда-то у той вон калитки
Мне было шестнадцать лет,
И девушка в белой накидке
Сказала мне ласково: "Нет!"
Далекие, милые были!..
Тот образ во мне не угас.
Мы все в эти годы любили,
Но, значит,
Любили и нас.
Эпический план. Отношение героя к мировой и братоубийственной гражданской войне;
образы крестьян (Прона Оглоблина, Лабути Оглоблина, мельника)
Основная часть поэмы (четыре главы из пяти) воспроизводит события
1917 года на Рязанской земле. В пятой главе содержится эскизный набросок
деревенской послереволюционной Руси – действие в поэме кончается 1923
годом. События даны эскизно, и нам важны не сами события, а отношения к
ним автора, – ведь поэма в первую очередь лирическая. Поэма Есенина и о
времени, и о том, что остается неизменным во все времена.
Одна из главных тем поэмы – тема империалистической и
братоубийственной гражданской войны. В деревне времен революции и
гражданской войны неспокойно:
У нас здесь теперь неспокойно.
Испариной все зацвело.
Сплошные мужицкие войны –
Дерутся селом на село.
Символичны эти мужицкие войны; они являются прообразом большой
братоубийственной войны, народной трагедии, от которой, по словам
мельничихи, едва не "пропала Расея". Осуждение войны –
империалистической и гражданской – одна из главных тем поэмы. Война
осуждается различными персонажами поэмы и самим автором, который не
боится назвать себя "первым в стране дезертиром".
Я думаю:
Как прекрасна
Земля
И на ней человек.
И сколько с войной несчастных
Уродов теперь и калек!
И сколько зарыто в ямах!
И сколько зароют еще!
И чувствую в скулах упрямых
Жестокую судоргу щек...
Отказ от участия в кровавой бойне – не поза, а глубинное, выстраданное убеждение.
Есенин, при том, что основу народной жизни он видит в трудовом
крестьянстве, не идеализирует русское крестьянство. Саркастически звучат
слова, которыми представители разных интеллектуальных слоев именовали
крестьянина:
Фефела! Кормилец! Касатик!
Владелец землей и скотом,
За пару измызганных "катек"
Он даст себя выдрать кнутом.
Есенин предвидит трагедию крестьянства 1929–1933 годов, наблюдая и
переживая истоки этой трагедии. Есенина тревожит, что русский крестьянин
перестает быть хозяином и работником на своей земле, что он ищет легкой
жизни, стремится к наживе любой ценой.
Для Есенина главное – нравственные качества людей, и он рисует в
своей поэме ряд колоритных крестьянских типов пореволюционной эпохи.
Революционная свобода отравила деревенских мужиков
вседозволенностью, разбудила в них нравственные пороки. В поэме,
например, не романтизируется революционность Прона Оглоблина: Прон для
Есенина – новое проявление национального характера. Он русский
традиционный мятежник новой формации. Такие, как он, то уходят в глубину
народной жизни, то вновь вырываются на поверхность в годы "безумных
действия".
Прон является воплощением пугачевского начала. Вспомним, что
Пугачев, объявивший себя царем, стоял над народом, был деспотом и
убийцей (см., например, "Историю Пугачева" А.С. Пушкина с приложенным к
ней огромным списком жертв Пугачева). Над народом стоит и Прон Оглоблин:
Оглоблин стоит у ворот
И спьяну в печенки и в душу
Костит обнищалый народ.
"Эй, вы!
Тараканье отродье!
Все к Снегиной!..
Р-раз и квас!
Даешь, мол, твои угодья
Без всякого выкупа с нас!"
И тут же, меня завидя,
Снижая сварливую прыть,
Сказал в неподдельной обиде:
"Крестьян еще надо варить".
Прон Оглоблин, по словам старухи-мельничихи, "драчун, грубиян",
который "с утра по неделям пьян...". Для старухи-мельничихи Прон –
разрушитель, убийца. Да и у самого поэта Прон вызывает сочувствие лишь
там, где говорится о его гибели. В целом автор далек от Прона, между
ними присутствует какая-то неопределенность. Позже аналогичный тип
переломной эпохи встретится у М. Шолохова в "Поднятой целине" (Макар
Нагульнов). Дорвавшись до власти, такие люди думают, что все делают для
блага народа, оправдывая любые кровавые преступления. Трагедия
раскрестьянивания в поэме лишь предчувствуется, но сам тип вожака,
стоящего над народом, подмечен верно. Прону противостоит в поэме Есенина
иной тип народного вожака, о котором народу можно сказать: "Он – вы" (о
Ленине). Есенин утверждает, что народ и Ленин едины по духу, они
близнецы-братья. Крестьяне спрашивают Поэта:
"Скажи, Кто такое Ленин?"
Я тихо ответил: "Он – вы".
"Вы" – то есть народ, чьи чаяния воплотились в вожде. Вождь и народ
едины в общей вере, фанатичной вере в скорое переустройство жизни, в
очередную вавилонскую башню, строительство которой закончилось очередным
нрав- ственно-психологическим срывом. Не конъюнктурные соображения
заставили Есенина обратиться к Ленину, а вера, может быть, точнее –
желание веры. Потому что душа поэта была раздвоена, в ней боролись
противоречивые чувства по отношению к новому миру.
Другой персонаж, тоже верно подмеченный Есениным, – крестьянский
тип переходной эпохи Лабутя Оглоблин – не нуждается в особых
комментариях. Рядом с Проном Лабутя "...с важной осанкой, как некий
седой ветеран", оказался "в Совете" и живет "не мозоля рук". Он
необходимый спутник Прона Оглоблина. Но если судьба Прона, при всех его
отрицательных сторонах, приобретает в финале трагическое звучание, то
жизнь Лабути – жалкий, отвратительный фарс (и гораздо более жалкий фарс,
чем, например, жизнь шолоховского деда Щукаря, которого в чем-то и
пожалеть можно). Показательно, что именно Лабутя "поехал первым
описывать снегинский дом" и арестовал всех его жителей, спасенных
впоследствии от скорого суда добрым мельником. Принцип Лабути – жить "не
мозоля рук", он "хвальбишка и дьявольский трус". Не случайно Прон и
Лабутя – братья.
У Прона был брат Лабутя,
Мужик – что твой пятый туз:
При всякой опасной минуте
Хвальбишка и дьявольский трус.
Таких вы, конечно, видали.
Их рок болтовней наградил...
Такие всегда на примете,
Живут, не мозоля рук...
Еще один крестьянский тип в поэме – мельник – это воплощенная
доброта, близость к природе, человечность. Все это делает мельника одним
из главных героев поэмы. Его образ лиричен и дорог автору как одно из
самых светлых и народных начал. Не случайно в поэме мельник постоянно
соединяет людей. Знаменательно и его присловье: "За милую душу!" Он-то,
пожалуй, более всего воплощает эту цельную, добросердечную русскую душу,
олицетворяет русский национальный характер в его идеальном варианте.
Язык поэмы
Отличительной чертой поэмы является ее народность. Есенин отказался
от изысканной метафоры и обратился к богатой разговорной народной речи. В
поэме речь персонажей индивидуализирована: и мельника, и Анны, и
старухи-мельничихи, и Прона, и Лабути, и самого героя. Поэма отличается
многоголосием, и это соответствует духу воспроизводимой эпохи, борьбе
полярных сил.
Эпическая тема поэмы выдержана в реалистических некрасовских
традициях. Тут и сосредоточенность на народных бедствиях, и сюжет о
народном вожаке, и образы крестьян с индивидуальными характерами и
судьбами, и повествование о деревнях Радово и Криуши, и сказовый стиль, и
лексико-стилистические особенности речи крестьян, и свободный переход
из одной языковой культуры в другую. Не случайно в одной из современных
Есенину статей прозвучала мысль о поэме-романе с его многоголосием и
многосторонностью изображения жизни.
1.Прослушайте текст поэмы "Анна Снегина"
2. Составьте интеллект-карту "Анна Снегина" по блокам:
а) история создания поэмы;
б) образы поэмы;
в) язык поэмы;
г) великие о поэме.
Комментариев нет:
Отправить комментарий